Ского общества понятие неявное, метафизическое, с большим количеством смыслов, подвижное, обусловленное рядом исторических, политических, экономических, культурологических факторов



Дата30.09.2021
өлшемі23.93 Kb.

ского общества – понятие неявное, метафизическое, с большим количеством смыслов, подвижное, обусловленное рядом исторических, политических, экономических, культурологических факторов. Для России Япония оказалась зеркалом, в котором отражались, в некотором роде, самопознание, самоидентификация.

Проблема взаимодействия двух культурных полюсов – Востока и Занадаиздавна привлекает внимание исследователей. Особенно большое значение она приобрела в наше время, когда появилась тенденция к формированию основ единой общемировой цивилизации.

По мере того, как человечество постепенно приходит к осознанию идей культурного плюрализма, в различных областах гуманитарного знания большое внимание уделяется процессу взаимовлияния культур и его особенностям применительно к различным культурным ареалам.

С этой точки зрения большой интерес представляет проблема взаимодействия восточной и западной культур в Японии. Этой стране счастливо удалось избежать участи других азиатских стран эпохи колониализма - она не только не стала колонией или полуколонией, но и сумела за относительно небольшой промежуток времени превратиться в «великую державу». Толчком, который привел к этому превращению, явилась активная внешняя политика стран Европы и США в отношении Япония, заставших ее отказаться от политики изоляции и вступить на путь модернизации. В ходе модернизации, затронувшей не только экономику, но и сферу духовной жизни общества, в Японии особу актуальность приобрела процессы культурной идентификации и социальной адаптации к восприятию чужой культуры. [24]

Однако невозможно поссоздать культурный образ общества и отдельных его представителей, не разобравшись в том, что такое культура, в каком именно смысле мы предполагаем употреблять этот термин в работе.

Понятие «культура» в его современном значении начало применяться в Европе в XVIII веке благодаря работам таких мыслителей, как Дж. Вико, И.Г. Гердер, Ш.Монтескье. В этот период волна географических экспланией, как неоднократно бывало и прежде в истории, усилила интерес людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образ жизни с теми, что свойственны другим странам; к дискуссиям о правомерности культурного многообразия.

Со второй половины XIX века понятие «культура» постепенно приобретает статус научной категории. Этот термин стали определять как «биологически ненаследуемую память человечества».

В XX веке из научных представлений о культурном образе индивидуума уходит романтизм, придающий ему значения уникальности, творческого порыва, духовности. Как отмечал Ж.П.Сартр, культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она – дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо. [45,25]

Категория «культура» обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. [104,с.20]

Культура пронизывает все стороны нашей жизни, включая основные элементы человеческого взаимодействия. И хотя формы их проявления постоянно изменяются, каждая культура построена на основании следующих элементов.

ЦЕННОСТИ. Ценности – положительные или отрицательные оценки объектов окружающего мира, определяемые не значимостью их самих по себе, а их значением для человеческой деятельноси, интересов, потребностей, соуиальных и личных отношений.

НОРМЫ. Ценности находят свое выражение в нормах, являющихся своеобразным руководством к действию внутри культуры. Нормы могут представлять собой неписанные обычаи и могут быть отражены в закопах.

СИМВОЛЫ. Каждая культура включает определенные объекты, звуки, жесты и образы, которые имеют специальные значения. Например, российский флаг символизирует национальную незавизимость и силу, красно-бело-синее оформление ассоциируется с этими значениями.

ЯЗЫК. Культура включает как вербальный, так и невербальный язык. Это средство передачи культуры от одного поколения к другому, которе рационально отражает культурные ценности и нормы: русские и испанцы, например, имеют два местоимения второго лица: одно формальное, другое более неофициальное. Формальное «Вы» - знак уважения, используемый при разговоре со старшими, тогда как неофициальное «ты» используется при общении с друзьями, семьей. В японском и английском языках такого различия нет.

Важный момент межкультурных взаимоотношений – сигналы, не передаваемые голосом, такие, как жесты, выражение лица, осанка, движения, стиль одежды. Осознание разницы минимизирует ненужные неудобства и растерянность, которые затрудняют достижение коммуникативных целей.

ЗНАНИЕ. Еще один элемент человеческого взаимодействия – это совокупность фактов и информации, накапливаемых людьми постоянно. В фильмах можно увидеть, как шпиона разоблачали из-за незнания какого-то незначительного факта национальной культуры. [54,с.92]

Культура – образ жизни общности, который должен усваиваться каждым поколением заново, решающую роль в этом процессе играют особенные стереотипы поведения-деятельности. [14,с.16] В каждом обществе она существует благодаря преемственности. На любом этапе существования общества мы найдем три ее ступени. Первая включает в себя все, что было создано предыдущими поколениями, и каждое явление культуры – опредмеченное знание. Эта ступень и является фундаментом, на котором зиждется культура общества, это его богатство и источник дальнейшего развития. Вторая ступень – ступень освоения культурного богатство живущим поколением. (Термин «освоение» предполагает не только осведомленность о наличии некоторых фактов культуры прошлого, по и распредмечивание заложенного в них знания и, главное, способность им же пользоваться). Мера этого осваивается культура и есть мера культуры современного общества. Чем полнее осваивается культура прошлого, тем большими возможностями располагает общество в своем прогрессе. Третья ступень – творческая деятельность живущего поколения. Это деятельность зависит от степени осовения прошлого, и если оно было недостаточным, то возможен застой в развитии культуры, за которым последуует ее разрушение. Примеры такого процесса можно найти в истории многих культур прошлого[46, c206].

Культурная память не передается генетически. В знания, умения, способы трудовой и другой деятельности, традиции и формы организации жизни в обществе живут только в системе культуры. Поэтому сохранение культуры связано не только с тем, чтобы эта информация не исчезла, но и с тем, чтобы она была востребовано каждым следующим поколением. Утрата культурной информации может привезти к деградации общества. Об этом говорят не только исследования ученых, связанные с культурой исчезнувших циыилизации, но и произведения писателей, которые звучат как предостережения человечеству. [130,с.101]

Каждый из нас поступает так, как принято в обществе. Образцы поведения влияют на наше мировозрение, самооценку и действия. При встрече с человеком, чье поведение отличается от нашего, могут возникнуть трудности в общении. Несмотря на многообразие языковых, этических, релиогозных, мировозренческих и ритуальных особенностей, можно в последовательских целях типизировать основные виду культур. Нашей точке зрения наиболее близко типология, предложенная Е.Н.Зарецкой. Она выделяет три основных типа культур по поведенческому и психологическому признакам. Моноактивные народы – шведы, швейцарцы, датчане, пемцы, британцы и др. Таким людям свойственен размерныц образ жизни, консервативность. Холодный нрав объясняется спецификой климата. Моноактивные народы придерживаются последовательного образа действий. Они опираются, прежде всего, на факты и логику, а не на чувства и эмоции; концентрируют внимание на непосредственной задаче и результатах. Для них характерен согласовательный стиль лидерства. Полиактивные народы – латипоамериканцы, арабы, испанцы, русские, французы, чехи, венгры. Такие люди считают, что реальность важнее, чем распорядок устанавливаемый человеком. Они более экстравертцы, полагаются на свое умение убеждать, используют силу характера как стимулирующий фактор. Реактивные (слушаающие) народы – японцы, китайцы, корейцы, турки, финины и др. Такие люди редко иницируют действия или дискуссии, предпочитая сначала выслушать и выяснить позицию других, затем откликнуться на нее и сфрмулировать свою собственную. Представители реактивной культуры вряд ли сразу выскажут определенное мнение, предпочтительным способом общения для них оказывается монолог. В моноактивной и полиактивной культурах способом коммуникации является диалог, поскольку западный человек не выносит молчания. Люди, относящиеся к реактивной культуре, не только хорошо переносят паузы в разговоре, по и рассматривают их как значимую часть разговора. В ориентированных на контекст высказываниях важность приобретает не то, что говорится, но то, как это говорится, кто говорит это и что стоит за сказанным. Таким образом, то, что не было сказано, может оказаться основным смыслом высказывания.

Различие между культурным образом Востока и Запада связано не только с набором разных материальных и духовных ценностей, но и неодинаковым восприятием мира. Моноактивные группы населения имеют логический тип мышления и выражают свои мысли через речь, в то время как реактивные группы населения и выражают свои мысли через речь, в то время как реакивные группы населения через присущее им соерцание мира воспринимают информацию образно и пытаются ее передать в виде картинок и пиктограмм. [54,с.82-83]



Этнические и национальные культуры выполняют основные функции межкультурной идентификации людей – отождествление, приравнивание себя к

Достарыңызбен бөлісу:




©www.melimde.com 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет
Сабақтың тақырыбы
бойынша жиынтық
Сабақтың мақсаты
жиынтық бағалау
Сабақ тақырыбы
ғылым министрлігі
тоқсан бойынша
рсетілетін қызмет
Жалпы ережелер
бағалауға арналған
қызмет стандарты
бекіту туралы
Сабақ жоспары
Қазақстан республикасы
жиынтық бағалаудың
жиынтық бағалауға
тоқсанға арналған
Әдістемелік кешені
республикасы білім
бағалау тапсырмалары
арналған жиынтық
арналған тапсырмалар
білім беретін
туралы хабарландыру
Қазақстан республикасының
бағалаудың тапсырмалары
арналған әдістемелік
мерзімді жоспар
пәнінен тоқсанға
Қазақстан тарихы
Реферат тақырыбы
Қазақ әдебиеті
Жұмыс бағдарламасы
бағдарламасына сәйкес
болып табылады
нтізбелік тақырыптық
Мектепке дейінгі
біліктілік талаптары
оқыту әдістемесі
республикасының білім
әдістемелік ұсыныстар
мамандығына арналған
әкімінің аппараты
туралы анықтама
жалпы білім
қойылатын жалпы
жалпы біліктілік
Конкурс туралы
қазақ тілінде
білім берудің
мемлекеттік әкімшілік